понедельник, 20 июля 2015 г.

Консультация для родителей: "Какие игрушки нужны детям".

Консультация  психолога

Какие игрушки нужны детям



   Развитие богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться.
Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно огромные, шикарные, дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и дистанционно-управляемые машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из чулков и тюля, а может быть, просто кусочек искусственного меха, перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время сна.
          Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые. Мы имеем в виду именно ту (те) игрушку, память о которой ребенок пронесет по всей своей жизни, а возможно и подарит ее своим детям вместе с чувством той  близости и  теплоты, которые они ощутили вместе.
     У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда - то уйдут, страх темноты, когда выключат свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой.  На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стертые глаза  и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
       Трудно представить, что подобное отношение ребенок может испытать к  роботу-трансформеру, вздымающемуся ввысь самолету и гремящей машине.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котенка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное.
    Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек способствующий развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г.Л.Лендрет "Игровая терапия: искусство общения" приводятся рекомендации по выбору игрушек:

Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, железные дороги, музыкальные инструменты и т.д.

Игрушки помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мечи, надувные "груши", подушки, дикие животные, резиновые игрушки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и др.Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, конструкторы, разрезные открытки, краски, пластилин, мозаики, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликации, клей и т.п.

При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
       Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная потребность ребенка - чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми.
Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы засовывая их ребенок в рот, не мог подавиться.
     Для годовалого  малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки  из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивают интеллект ребенка, но и доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки каталки и неваляшки.
        Для 2-летних детей очень хорош большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8 составные пирамидки, мягкие пушистые игрушки, которые уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо.
        Большая пластмассовая коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в нее должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже с этого возраста у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
         К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным,  с четкой формам игрушкам присоединяются простейшие конструкторы ("Сюрпризное яйцо", "Волшебный сундучок", "Матрешки"), которые малыши собирают вместе со взрослыми. 
        На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой, и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той же жизни, которая его окружает. Дети играют в "Дочки-матери", "Магазин", "Доктора", "Детский сад" и др. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах  (большая кукла, большой медведь). Правильной будет покупка "парикмахерских наборов",  "чайных и столовых сервизов",  принадлежностей Доктора Айболита,  мебели и других предметов отражающих реальность. Стремление ребенка жить общей со взрослым жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии ребенка  и его социальной адаптации.  Основные требования "бытовые игрушки" должны выглядеть как можно ближе к "оригиналу" и быть достаточно прочными.
        К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся "ненужными", так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так карандаш - может стать волшебной палочкой, зеленые листья - деньгами. Именно поэтому в током возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми. Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати  и шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и внимание ребенка. Появляется возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным.
           Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее уже не статичные игрушки. Он будет рад необычному конструктору, моделям  кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно если они становятся полезными для других. В этом возрасте дети любят делать игрушки-подарки.

          Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, материалами для творчества и поделок. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
             В дальнейшем ребенок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек.
Не заставляйте никогда ребенка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие игрушки. Для него это символы его развития, с каждой связаны определенные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям.
      В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей скакалок. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого, общаться и работать совместно со взрослым и сверстниками.
      Есть старинная  поговорка "Нельзя вся жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир в подарок!

Литература.
1. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1997. -208 с.
2. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., "Просвещение", 1971. - 415 с.


Комментариев нет:

Отправить комментарий