Консультация психолога
Какие
игрушки нужны детям
Развитие
богатого эмоционального мира ребенка немыслимо без существования в нем игрушек.
Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства,
исследовать окружающий мир, учит общаться.
Вспомните
свои любимые игрушки! Это не обязательно огромные, шикарные, дорогие львы и
тигры, экстравагантные куклы и дистанционно-управляемые машины. У кого-то это
невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным
количеством немыслимых нарядов из чулков и тюля, а может быть, просто кусочек
искусственного меха, перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время
сна.
Зачем
ребенку любимая игрушка? Затем,
зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья,
и любимые. Мы имеем в виду именно ту (те) игрушку, память о которой ребенок
пронесет по всей своей жизни, а возможно и подарит ее своим детям вместе с
чувством той близости и теплоты, которые они ощутили вместе.
У
каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться,
которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть
ему страх одиночества, когда родители куда - то уйдут, страх темноты, когда
выключат свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой-подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже
ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского
горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стертые глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и
хвосты.
Трудно
представить, что подобное отношение ребенок может испытать к роботу-трансформеру, вздымающемуся ввысь
самолету и гремящей машине.
В
"подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку,
котенка, зайчонка, то есть существо, очень похожее на человека, близкое ему и
понятное.
Несомненно,
у ребенка должен быть определенный набор игрушек способствующий развитию его
чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющий ему проигрывать
реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. В книге Г.Л.Лендрет
"Игровая терапия: искусство общения" приводятся рекомендации по выбору
игрушек:
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное
семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда,
машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы,
стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, железные дороги,
музыкальные инструменты и т.д.
Игрушки помогающие
"выплеснуть" агрессию.
Солдатики,
ружья, мечи, надувные "груши", подушки, дикие животные, резиновые
игрушки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и др.Игрушки
для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики,
конструкторы, разрезные открытки, краски, пластилин, мозаики, наборы для
рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликации, клей и т.п.
При
покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не
собирать!
Игрушки
для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши,
руки. И пока основная потребность ребенка - чувствовать тепло. Поэтому первые
игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми.
Самые
лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть
сделаны из мягких материалов пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими,
не иметь удлиненной плоской формы, чтобы засовывая их ребенок в рот, не мог
подавиться.
Для
годовалого малыша интересны и полезны
будут пластмассовые пирамидки из 3-4
составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг
в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивают
интеллект ребенка, но и доставляют удовольствие и радость, когда у малыша
что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки каталки и
неваляшки.
Для
2-летних детей очень хорош большой разноцветный мяч, который не закатывается
под мебель, 7-8 составные пирамидки, мягкие пушистые игрушки, которые уже не
тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо.
Большая
пластмассовая коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к
аккуратности, самостоятельности, так как в нее должны складываться после игры
кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже с этого возраста у
малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К
трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формам игрушкам присоединяются
простейшие конструкторы ("Сюрпризное яйцо", "Волшебный
сундучок", "Матрешки"), которые малыши собирают вместе со
взрослыми.
На
этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных
ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой, и имеют разные профессии.
Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той же жизни,
которая его окружает. Дети играют в "Дочки-матери",
"Магазин", "Доктора", "Детский сад" и др. Игрушки
в этом возрасте увеличиваются в размерах
(большая кукла, большой медведь). Правильной будет покупка "парикмахерских наборов",
"чайных и столовых сервизов",
принадлежностей Доктора Айболита,
мебели и других предметов отражающих реальность. Стремление ребенка жить
общей со взрослым жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии ребенка и его социальной адаптации. Основные требования "бытовые
игрушки" должны выглядеть как можно ближе к "оригиналу" и быть
достаточно прочными.
К
четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка.
Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся "ненужными",
так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в
воображаемые. Так карандаш - может стать волшебной палочкой, зеленые листья -
деньгами. Именно поэтому в током возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не
покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми. Крупные
игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из
игровой зоны на кресла, кровати и шкафы.
А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и
внимание ребенка. Появляется возможность для проигрывания разных вариантов с
одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление
перестает быть конкретным.
Шестилетнему
ребенку полезнее и интереснее уже не статичные игрушки. Он будет рад необычному
конструктору, моделям кораблей и
самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному
роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки,
сделанные собственными руками, особенно если они становятся полезными для
других. В этом возрасте дети любят делать игрушки-подарки.
Игрушечные
магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки
с канцелярскими принадлежностями, материалами для творчества и поделок. Ребенок
сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.
В
дальнейшем ребенок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек.
Не
заставляйте никогда ребенка своими руками выбрасывать сломанные или устаревшие
игрушки. Для него это символы его развития, с каждой связаны определенные
эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, его друзья. Намного
психологически экологичнее отремонтировать их и отдать другим детям.
В
школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают
нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей скакалок. В играх
ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать
выигрыш другого, общаться и работать совместно со взрослым и сверстниками.
Есть старинная поговорка "Нельзя вся жизнь в игрушки играть". Это правда, но
согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир в подарок!
Литература.
1. Кряжева
Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и
педагогов. - Ярославль: "Академия развития", 1997. -208 с.
2.
Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов
педагогических институтов. М., "Просвещение", 1971. - 415 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий