Консультация
психолога
Роль
сказок в развитии детей
«И
нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь
со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь
со сказкой легче, отыскать нам путь.
В
маленькое сердце, дверцу распахнуть...»
Как
много хороших и добрых воспоминаний из
детства связано у нас именно со сказками,
где живут добрые и злые герои. При помощи
сказочных героев, взрослые могут
заинтересовать ребёнка, произвести на
него воспитательный эффект и даже решить
какую-либо психологическую проблему.
Педагоги
и психологи отмечают неоценимую роль
сказок в развитии детей.
Сказка любима детьми всех возрастов,
так как при ее прослушивании ребенок
получает возможность стать энергетическим
центром творческой деятельности. Он
находится не просто в роли пассивного
наблюдателя, а становится создателем
своих собственных оригинальных образов
и примеряет их на себя. Это позволяет
малышу испытать себя на храбрость и
стойкость, осознать добро и зло, выработать
свой собственный стиль поведения в той
или иной ситуации.
Сказка –
это способ общения с малышом на понятном
и доступном ему языке. Ведь сказки и
внутренний мир ребёнка неотделимы друг
от друга. Поэтому сказка является
необходимым этапом в развитии детей,
является некой библиотекой жизненных
ситуаций. Сказочные образы помогают
развивать детскую фантазию. Ставя себя
на место положительного героя, ребенок
может вступить в бой с врагом (заросли
крапивы) при помощи волшебного меча
(палки) или отправиться на Марс в ракете
из сдвинутых стульев.
С
помощью сказок можно метафорически
воспитывать ребенка, помогать преодолеть
негативные стороны его формирующейся
личности. Например, пугливому
и робкому ребенку можно послушать сказку
- «О трусливом зайце»; шаловливому и
доверчивому полезно послушать сказку
- «Приключения Буратино»; капризуле -
«Принцесса на горошине»; жадному,
эгоистичному ребенку - «О трех жадных
медвежатах»; активному и непоседливому
- «Кот в сапогах». Через
сказку легче объяснить малышу что такое
«хорошо» и что такое «плохо».
Сказка
помогает узнать об эмоциональной
проблеме вашего малыша: почему он
тревожен агрессивен, капризен.
Для того
чтобы помочь ребенку, можно сочинить
сказку где герои будут помогать решать
ребенку его существенную проблему
(страх, одиночество, неуверенность,
грубость и т. д.). Придумайте фантастическое
существо, слегка внешне (глазами,
волосами) и характером (робкий, драчун
и т.д.) похожее на вашего ребенка, у
которого по сказочному сюжету появляется
много возможностей для преодоления
препятствий. Ваш ребенок сам почувствует
помощь и найдет выход из травмирующей
ситуации.
Воспитание
детей сказками убеждает нас, что сказки
являются для детей уроками нравственности.
Сказочные герои наделены смелостью,
красотой, трудолюбием, честностью,
любовью к Родине. Сказки показывают
детям, что бывает, если герои обманывают
или поступают не по совести. Из сказки
ребенок узнает, что дружба помогает
победить зло и что зло всегда бывает
наказано. Благодаря сказке, ребенок
узнает, что добро всегда сильнее зла, и
это помогает ему в дальнейшей жизни
идти дорогою добра и мыслить позитивно.
Чтение
сказки прекрасная возможность - общения
с ребенком
Чтение
сказок даёт очень много маленьким и
взрослым, помогает им сблизиться духовно.
Для того
чтобы ребенок внимательно и с удовольствием
слушал чтение сказки,
лучше всего выбрать время перед сном,
когда ребенок устал и не будет вертеться,
желая побегать и попрыгать. Чтение
сказки – это общение с ребенком через
сказку, при котором мы соприкасаемся с
внутренним миром ребенка. Чтение сказки
детям – это необходимая нравственная,
духовная работа, которая не менее важна,
чем питание и сон ребенка.
Литература:
1.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального
мира детей. - Ярославль: «Академия
развития», 1997.-208 с., ил. -(Серия «Вместе
учимся, играя»).
2.
Римм Сильвия. Счастливый ребенок. Пособие
для родителей. -Пер. С англ. ООО «Мир
книги». -М., 2001. -448 с.
3.Шульц-Вильд
Л. Наш ребенок. М.: Республика, 1992.
Комментариев нет:
Отправить комментарий