Консультация для родителей.
"Темная сенсорная комната— это волшебная сказка,
"Темная сенсорная комната— это волшебная сказка,
в которой все
журчит, звучит, переливается,
манит,
ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает..."
Темная сенсорная комната – это волшебная
сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает
забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной
комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или
на мягких пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую
музыку, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности,
комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных,
доверительных отношений между ним и специалистом.
Сенсорная комната позволяет выполнять
следующие процедуры психологического и психокоррекционного воздействия:
релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения стимулирование чувствительности и
двигательной активности детей, фиксирование внимания и управления им,
поддержание интереса и познавательной активности; повышение
психической активности за счет стимулирования положительных
эмоциональных реакций; развитие воображения
и творческих способностей детей, коррекцию
психоэмоционального состояния. Темная сенсорная комната,
укомплектованная оборудованием, использование которого направлено на релаксацию
или активизацию психической деятельности детей и взрослых, является одним из
важнейших средств коррекции и реабилитации.
В нашем детском саду в течении учебного
года педагогом-психологом проводятся психопрофилактические занятия с детьми
дошкольного возраста в тёмной сенсорной комнате "Золотая сказка".
Занятия (подгрупповые) проводятся 2 раза в месяц. Продолжительность занятий от 15
до 30 минут в зависимости от возраста детей.
К числу
наиболее актуальных проблем, решаемых нами, относятся:
1.
создание
благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;
2.
снижение
психофизического напряжения;
3.
развитие
активного отношения к жизни;
4.
совершенствование
у ребенка способности адаптироваться к различным жизненным ситуациям.
В своей
работе используем методику проведения занятий в сенсорной комнате предложенную Н. Л. Кряжевой.
С
целью создания условий для релаксации и снятия нервно-психического напряжения,
преодоления негативных эмоций на занятиях, использем оборудование темной
сенсорной комнаты «Золотая сказка». Это особым образом организованная среда, наполненная
различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха,
обоняния, осязания. В зависимости от направленности воздействия на центральную
нервную систему (релаксации или активизации) используется соответствующее
оборудование.
В релаксационный
блок входят сухой бассейн, набор дисков для светопроекторов и записи
релаксационной музыки. Во время сеанса релаксации все оптическое оборудование
сенсорной комнаты (ковер «Млечный путь», пузырьковые колонны, световая
каскадирующая труба «Веселый фонтан», пучок фиброоптических волокон с боковым
свечением «Звездный дождь») выключается. Активизирующий блок включает в себя
все интерактивное оборудование, оборудование со светооптическими эффектами,
сенсорные панели, мобайлы. Для проведения активных подвижных игр использую
интерактивный сухой бассейн. На занятии в темной сенсорной комнате, в
соответствии с рекомендациями, использую
максимум два стимула в зависимости от целей занятия.
В работе с
детьми, имеющими неврологические нарушения, учитываем специальные рекомендации
невропатолога. При работе с гипервозбудимыми детьми снижается нагрузка на
сенсорику, исключаются элементы активной стимуляции. На занятиях с такими
детьми применяем напольные, мягкие маты и пуфики-кресла с гранулами, принимающие
форму тела, вместо бассейна с шариками (легко возбудимому ребенку труднее
расслабиться в подвижных шариках). В процессе занятий с тревожными детьми
исключаем резкие переходы от одного стимула к другому.
Уже через
два месяца проведения занятий в сенсорной комнате с детьми дошкольного возраста
мы видим положительные результаты психопрофилактической работы. Замкнутые,
тревожные дети становятся более эмоциональными в своих проявлениях, более
открытыми. Нерешительные воспитанники
легче устанавливают контакт. Решилась проблема нарушения сна у одного
ребенка; проблема адаптации к условиям
детского сада у двоих детей младшего дошкольного возраста.
Полученные результаты наблюдения за развитием воспитанников дошкольного возраста, занимающихся на занятиях
с педагогом-психологом в тёмной сенсорной комнате "Золотая сказка",
позволяют говорить о положительной динамике развития эмоционально-личностной
сферы.
Литература:
1.
Захаров А.И. Неврозы у детей. С. -Пб., 1996.
2.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер,
коммуникабельность. - Ярославль:
«Академия развития», 1997. - 240 с.
3.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.
Ярославль, 1996.
4.
Жевнерова В.Л., Баряева Л.Б., Галлямова Ю.С. Сенсорная
комната - волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ХОКА,
2007 - 416 с.
Оборудование для сенсорной комнаты
ОтветитьУдалить