Консультация педагога-психолога
По По своим свойствам, песок
удивительный и загадочный материал, приятный на ощупь и очень податливый.
Погружая руки в песок, мы испытываем удивительные ощущения. Он позволяет нам
создавать из него целые фрагменты мира. Песок обладает способностью принимать
любые формы: быть сухим, легким и ускользающим сквозь пальцы, влажным и липнуть
к рукам, плотным или пластичным, на нем можно оставлять отпечатки. Песок обладает сильными медитативными свойствами,
он несет в себе энергию тех мест где был собран. [2]
Наиболее
распространенное название песочной терапии - английское название
-sandplay (буквально, в переводе с англ. - песочная игра).
В Швеции в конце 1920 -х годах
Шарлотта Бюлер впервые в психологической практике стала использовать поднос с
песком, разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как
диагностический инструмент в детской психиатрии. [1]
Считается, что
истоки «песочной терапии» все же находятся в книге известного писателя Г.
Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с
маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с
членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила в Швейцарии детского
психиатра Маргарет Лоуэнфелд, применить в работе с песком миниатюрные фигурки и
это положило начало «технике построения мира», как диагностической и
терапевтической методике. [4]
Oснователь
аналитической психотерапии Карл Густав Юнг считал, что "Игра в песок
высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления,
заложенные в человеческой психике". Он посоветовал своей ученице Доре
Калфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на
песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой Маргарет Лоуэнфелд.[5]
Дора Калфф
разработала юнгианский подход к песочной терапии, который стал в впоследствии
самостоятельным направлением в психотерапии. Она установила, что серия картин
из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся
конфликт с бессознательным, она увидела в этой методике возможность помочь
детям и взрослым выразить и отреагировать тревожащие их чувства. [4]
Песочная терапия является как терапевтическим, так и
прекрасным диагностическим методом.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения
композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции,
сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). В ходе сессий
ребенок или взрослый создаёт свой собственный мир из песка и миниатюрных
фигурок. В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием
внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает.
Благодаря этому он может использовать определенные интервенции для того, чтобы
разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному
представлению о семейных отношениях. В процессе игры с песочницей хорошо
проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать
предметом специального обсуждения и анализа.
Часто человек не
может найти слова для описания своих трудностей и проблем. Он не понимает
причин происходящего с ним, а песочная терапия даёт возможность человеку
представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире.
Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он
успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить
себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так поступает, почему так
думает. Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить
своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить
созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс. [3]
После курса
песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой
человек является волшебником и может сам изменить текущую ситуацию, беспокоящую
его. Игра в песочнице позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и
взрослых. Арт-терапевты считают, что с помощью песка можно посмотреть на свой
внутренний мир как бы со стороны, а затем, опыт построения перенести в свою
реальную жизнь.
Основная
цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством
спонтанного творческого выражения.
Основная задача песочной
терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного
бессознательного, его включение в сознание.
Возможности песочной терапии очень обширны.
Данный метод позволяет:
·Выразить переживания, которые трудно сформулировать словами.
·
Проработать психотравмирующую ситуацию на
символическом уровне.
·
Отреагировать негативный эмоциональный опыт в
процессе творческого самовыражения.
·
Открыть внутренние
резервы для разрешения трудностей.
·
Пробовать новые
способы построения отношений и разрешения конфликтов.
·
Изменения отношения к себе, к своему прошлому,
настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
·
Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с
целью повторного переживания и освобождения.
·
Служит дополнением к другим методам
психологической работы.
Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие
задачи:
·
Диагностические:
·
Коррекционные;
·
Терапевтические;
·
Творческого развития.
Литература
1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д.
Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2010. - 176 с.
2. Зинкевич-Евстегнеева,
Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010.
- 340 с.
3. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук
Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с
песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и
психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
4. Эль Г.Н. Человек, играющий
в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 2008.
5. Штейнгардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.:
Питер, 2001. – 320с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий