суббота, 2 июля 2016 г.

Исцеляющая песочная терапия

Консультация педагога-психолога


По По своим свойствам, песок удивительный и загадочный материал, приятный на ощупь и очень податливый. Погружая руки в песок, мы испытываем удивительные ощущения. Он позволяет нам создавать из него целые фрагменты мира. Песок обладает способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим сквозь пальцы, влажным и липнуть к рукам, плотным или пластичным, на нем можно оставлять отпечатки.  Песок обладает сильными медитативными свойствами, он несет в себе энергию тех мест где был собран. [2]
   Наиболее распространенное название песочной терапии - английское название -sandplay (буквально, в переводе с англ. - песочная игра).
   В Швеции в конце 1920 -х годах Шарлотта Бюлер впервые в психологической практике стала использовать поднос с песком, разработала «тест мира», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. [1]
   Считается, что истоки «песочной терапии» все же находятся в книге известного писателя Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как его сыновья, играя с маленькими фигурками, находили выражение и облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом. Именно эта книга вдохновила в Швейцарии детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд, применить в работе с песком миниатюрные фигурки и это положило начало «технике построения мира», как диагностической и терапевтической методике. [4]
    Oснователь аналитической психотерапии Карл Густав Юнг считал, что "Игра в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике". Он посоветовал своей ученице Доре Калфф обратить особое внимание на психотерапевтические возможности игр на песке, и в 1956 году она начинает изучать метод у самой Маргарет Лоуэнфелд.[5]
    Дора Калфф разработала юнгианский подход к песочной терапии, который стал в впоследствии самостоятельным направлением в психотерапии. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным, она увидела в этой методике возможность помочь детям и взрослым выразить и отреагировать тревожащие их чувства. [4]

      Песочная терапия является как терапевтическим, так и прекрасным диагностическим методом.  Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции). В ходе сессий ребенок или взрослый создаёт свой собственный мир из песка и миниатюрных фигурок. В ходе игры с песочницей психолог может наблюдать за формированием внутрисемейных альянсов и видеть, кто из участников игры какие фигуры выбирает. Благодаря этому он может использовать определенные интервенции для того, чтобы разрушить одни альянсы и усилить другие, а также прийти к более объективному представлению о семейных отношениях. В процессе игры с песочницей хорошо проявляются неосознаваемые переживания членов семьи, которые затем могут стать предметом специального обсуждения и анализа.
    Часто человек не может найти слова для описания своих трудностей и проблем. Он не понимает причин происходящего с ним, а песочная терапия даёт возможность человеку представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. Если человек может осознать свои переживания, найти им объяснения, он успокаивается, обретает чувство определенности и уверенности. Он может ответить себе на вопросы: почему он так чувствует себя, почему так поступает, почему так думает. Разыгрывая в песочнице конкретные ситуации из жизни, можно изменить своё отношение к ним и найти правильные для себя решения. Можно выстроить созидательный сюжет или событие, а это важный психотерапевтический ресурс. [3]

      После курса песочной терапии проходит тревога. Игра с песком похожа на сказку, в которой человек является волшебником и может сам изменить текущую ситуацию, беспокоящую его. Игра в песочнице позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых. Арт-терапевты считают, что с помощью песка можно посмотреть на свой внутренний мир как бы со стороны, а затем, опыт построения перенести в свою реальную жизнь.
  Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения.
  Основная задача песочной терапии - соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.
    Возможности песочной терапии очень обширны. Данный метод позволяет:
·Выразить переживания, которые трудно сформулировать словами.
·         Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
·         Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
·         Открыть внутренние резервы для разрешения трудностей.
·         Пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов.
·         Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
·         Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
·         Служит дополнением к другим методам психологической  работы.
Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:
·         Диагностические:
·         Коррекционные;
·         Терапевтические;
·         Творческого развития.

Литература
1. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - СПб.:Речь, 2010. - 176 с.
2. Зинкевич-Евстегнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб.: Речь, 2010. - 340 с.
3. Кузуб Н.В., Э.И. Осипук Э.И. В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. СПб.: Речь: М.: Сфера, 2011. - 61 с.
4. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб.: Речь, 2010. – 2008.
5. Штейнгардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб.: Питер, 2001. – 320с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий