вторник, 22 декабря 2015 г.

Консультация для родителей. Кошка и собака в роли терапевтов.


  В какой-то момент каждый малыш обязательно обращается к родителям с просьбой завести в доме собачку или кошечку. Какую роль играют домашние животные в психо-эмоциональном развитии детей.
  Люди вышли из животного царства. Однако человек с древнейших времен использовал "инстинктивную адаптацию" животных: подражая их повадкам на охоте, в танцах, надевая на себя шкуры, нося амулеты с их изображением. Таким образом, животные всегда были примером выживаемости и адаптации к окружающему, помогали древним выжить.
    Ребенок в безудержности своих эмоций, пожалуй, более родственном животному, чем кажущемуся ему загадочным и непонятным взрослому.
  Животные очень близки детям, они с легкостью отождествляют себя с ними ("Мама, а можно я буду твоей маленькой собачкой?"), это позволяет выстраивать собственную картину мира.
 Сказочные герои-животные помогают ребенку упорядочить свою жизнь, разобраться в себе, окружающих, добре и зле. Чтобы жить среди людей, ребенку надо научиться контролировать свои негативные эмоции, агрессивные импульсы. Играя с животными, дети нередко делают им больно, на что кошка или собака сразу же отвечают: уходят или кусают обидчика - это делает невозможным продолжение агрессивной игры. Защитное поведение животного в сочетании с объяснениями взрослого о том, как надо обращаться с "братьями нашими меньшими", способствует развитию умения сопереживать, сочувствовать, сдерживаться, а через эту "переходную ступеньку" ребенку уже гораздо легче понять чувства других людей, налаживать с ними отношения.
     Возможность поговорить, пожаловаться, поласкаться с домашними животными необходима детям, особенно когда взрослые уделяют им мало внимания. У замкнутых, робких, нерешительных детей кошка или собака часто заменяют друга: им доверяют тайны, печали и радости. Своим существованием рядом с ребенком животные сглаживают его одиночество, особенно когда родители заняты своей жизнью.
    В отличии от статической игрушки, животное дышит, бегает, активно играет, забирая часть тревог и напряжения у детей.
   Медики считают, что присутствие в доме домашнего животного "разряжает" напряженность, снижает стрессы, способствует нормализации давления, помогает выздороветь после операции.
  В исследованиях З.Л.Рыжковой была выявлена интересная особенность: оказывается, дети, имеющие кошку (и девочки и мальчики), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими способностями, независимостью. Те у кого дома есть собаки, аккуратны, собраны, дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству, открыты к взаимодействию. (Оценка качеств личности производилась по проективной методики "Дерево").
 Можно предположить, что каждое животное, его манеры поведения и психологические особенности являются фактором формирования определенных черт личности у детей. Экспериментально-психологические данные в сочетании с историческими сведениями об адаптивных особенности собаки и кошки позволяют использовать их символы в психокоррекционной работе с детьми имеющими различные нарушения развития эмоционально-волевой сферы.

Используемая литература:
1.Кряжева Н.Л. Кот и пес спешат на помощь. Ярославль: "Академия развития", 2000.-176 с.
2.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей.- Ярославль: "Академия развития", 1997. - 208 с.
3.Огненко Н. Работа с образами животных. Я, ты и тигр. Спб.: "Речь", 2006. - 160 с.





Комментариев нет:

Отправить комментарий